Миклухо-Маклая Россия,Москва +7 495 735 88 99 +7 495 134 25 26
Ленинский проспект Россия,Москва +7 495 735 88 77 +7 495 134 25 26

Кризис трех лет

Детский психолог. Кнышев Георгий Леванович.

Кризис трех лет - это возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребенка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

Возрастной кризис является закономерным явлением в развитии психики ребенка и в отличие от стабильных периодов длится недолго, примерно несколько месяцев, у разных детей протекает с разной степенью выраженности и интенсивности.

Впервые был описан Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Ею же были выделены несколько важных симптомов этого кризиса.

Симптомы кризиса трехлетнего ребенка


Негативизм

Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте. Здесь же главный мотив действия - сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

Упрямство

Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.

Строптивость

Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.

Своеволие

Стремление к эмансипации от взрослого, все делать самостоятельно (ключевые слова в речи "Я сам!"). При этом меняется отношение ребенка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребенок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия - важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

Обесценивание

В глазах ребенка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки. 

Протест-бунт

Проявляется в частых ссорах с родителями. "Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними", - писал Л.С. Выготский. Ребенку важно, чтобы окружающие люди всерьез относились к его самостоятельности. Если ребенок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания - он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. По мнению Э. Эриксона именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.

Деспотизм

В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях негативные моменты: ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше объединяли со взрослым. Л.С. Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неправильна. Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Как считал Д.Б. Эльконин, кризис трех лет - это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего "Я".

Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей.

Рекомендации к преодолению негативных симптомов в поведении ребенка


- Избегание авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.
     
- Осуществление единой тактики воспитания в семье.

- Поощрение познавательного интереса и самостоятельности ребенка (в доступных пределах для данного возраста).

- Использование игровых приемов в общении и обучении ребенка самостоятельности.

- Объяснение правил поведения ребенку в простой и доступной для него форме. Проявление спокойной требовательности к исполнению этих правил.

- Акцент в воспитании на позитивном разрешении действовать, а не на запретах и наказании.

- Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребенку право выбора.

- Обучение ребенка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.

Однако иногда кризис трёх лет может протекать без каких-либо явных негативных проявлений. Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или становлении личности, ошибочно. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе.

Семейный клинико- диагностический центр Доктор АННА
Проспект Вернадского, Юго-Западная, Калужское
г. Москва, Ленинский проспект, д.111, к.1
с 8.00 до 21.00 без выходных

3d Тур по клинике

Семейный клинико- диагностический центр Доктор АННА
Беляево
г. Москва, ул. Миклухо - Маклая, д.36А
с 8.00 до 21.00 без выходных

3d Тур по клинике